Прощу Внимание.
933-1527. БИТВА ПРИ КХАНУА: ПРЕДЫСТОРИЯ
12 джумада аль-ахира 933 года от Хиджры (17 (26) марта 1527) недалеко от селения Кхануа состоялось грандиозное сражение между 30-тысячной мусульманской армией под командованием Захируддина Мухаммада Бабура и 100-тысячным войском раджпутского княжества Мевар под предводительством Санграна Сингха. Успех сопутствовал мусульманам, но не принес успокоения падишаху Великих Моголов, который продолжил расширение своей империи на восток. Став эмиром Ферганы в 12-летнем возрасте, Мухаммад Бабур провел большую часть жизни в войнах и походах. Хронисты описывают его как мудрого и образованного правителя, хорошо разбиравшегося в людях и заботившегося о своих подданных. После победы над раджпутами Мухаммад Бабур принял почётный титул "гази" (сражающийся за веру) и перенес свою столицу в Агру, а его потомки оставались правителями Дели до взятия города англичанами в 1857 году.
В начале XVI века раджпуты клана Пратихара, известные своей воинственностью, играли ведущую роль в политической жизни Северной Индии. Небольшие индуистские государства в пустынях Раджастхана и джунглях Центральной Индии препятствовали распространению ислама в регионе. Правитель княжества Мевар Санграм Сингх, более известный как Рана Санга, был самым влиятельным раджпутским царём своего времени, при котором Мевар достиг наивысшего расцвета и могущества. Пользуясь ослаблением султанов Дели, он проводил агрессивную политику против соседних мусульманских государств и стремился объединить под своим началом все земли раджпутов. Однако дальнейшая судьба Индии в тот период решалась в соседнем Афганистане.
Уступив борьбу за Мавераннахр узбекскому хану Мухаммаду Шейбани, молодой эмир Мухаммад Бабур, прямой потомок Тамерлана, был вынужден отступить в Афганистан. Перейдя через горы Гиндукуш, он вместе с небольшим отрядом без сопротивления занял Кабул (1504), где начал строить новое государство и создавать боеспособную армию. После неудач Мухаммада Шейбани в войнах с Сефевидами и афганскими шиитами, которые привели к его гибели в ноябре 1510 года, Мухаммад Бабур предпринял очередную попытку захватить Самарканд. Военно-политический союз с сефевидским шахом Исмаилом I обеспечил ему преимущество в противостоянии с узбеками, и он даже на время овладел Самаркандом и Бухарой. Но после поражения иранцев в Чалдыранской битве в августе 1514 года тимуридский наследник отказался от притязаний на Мавераннахр и обратил свои взоры на Индию, где друг с другом враждовали несколько полунезависимых мусульманских княжеств, образовавшихся после разгрома Делийского султаната Тамерланом.
Начиная с 1519 года Мухаммад Бабур неоднократно вмешивался во внутренние дела Делийского султаната, выступая как наследник Тамерлана и требуя от эмиров справедливого обращения с его народом. Однако угроза набегов на Кабул со стороны узбеков всякий раз вынуждала его возвращаться в Афганистан. В своих записках он писал, что медлил с завоеванием Индии из-за разногласий между его братьями и разболтанности военных командиров. Очевидно, о его желании господствовать в этом богатейшем краю можно судить по тому, что своему сыну, родившемуся в тот период, он дал имя Хиндал.
В 1525 году правитель Пенджаба Девлет-хан обратился к Мухаммаду Бабуру за помощью против делийского султана Ибрахим-шаха из династии Лоди, взошедшего на трон после своего отца Сикандар-шаха. Юный султан лишал местных эмиров вековых привилегий, жестоко карал непокорных и уничтожал знать по малейшему подозрению в заговоре. Произвол султана усугублялся тяжёлым экономическим положением народа, который страдал от жестоких поборов, а также выступлениями индуистских князей, стремившихся к восстановлению своих прав. Это дало повод эмиру Кабула выступить в очередной поход на Индию в ноябре 1525 года. Мухаммад Бабур быстро занял Пенджаб и Кашмир и двинулся на Дели. Готовясь к генеральному сражению с армией Ибрахим-шаха, он разбил лагерь близ местечка Панипат. Согласно хронистам, афганская армия насчитывала около 12 тысяч воинов и значительно уступала по численности армии Ибрахим-шаха, в которой было около 1000 слонов. Но афганский правитель использовал свое главное преимущество — огнестрельное оружие, и 21 апреля 1526 года плохо вооружённая армия султана потерпела сокрушительное поражение, а сам Ибрахим-шах погиб в бою. Дорога на Дели была открыта, и Бабур вступил в столицу султаната и принял титул падишаха Хиндустана.
Осознавая опасность, которая исходила от индуистских княжеств, Бабур отказался отвести свою армию в Афганистан. В свою очередь раджпутские правители во главе с Рана Санга почувствовали угрозу со стороны нового государства с молодым падишахом. Отношения между ними стали быстро ухудшаться, пока в конце концов не переросли в открытый конфликт. Собрав огромную армию, Рана Санга подступил к крепости Биана, находившейся на границе между владениями моголов и раджпутов. Командир гарнизона неосмотрительно вывел воинов из крепости и выдвинулся далеко вперед, что позволило индуистам без труда разгромить 1500-тысячный отряд моголов. Понимая, что без победы над раджпутами обеспечить безопасность в государстве не удастся, падишах начал готовиться к решающей битве и 14 джумада аль-уля выступил из окрестностей Агры.
Ситуация складывалась не в пользу Бабура. Во-первых, к Рана Санге стали примыкать его противники и родственники убитого султана со своими отрядами, насчитывавшими тысячи воинов. Во-вторых, против нового падишаха взбунтовались североиндийские вожди, которые были практически независимы при старой власти. В-третьих, после поражения под крепостью Биана войско пало духом, а уцелевшие командиры восхваляли ловкость и храбрость противника. Но даже предсказания звездочета из Кабула не ослабили решимости Бабура, осознававшего значимость момента. По его приказу были отлиты пушки, вырыты колодцы и рвы, а для защиты стрелков и для размещения оружия были изготовлены деревянные треножники, попарно связанные ремнями из сыромятной бычьей кожи.
В это самое время Мухаммад Бабур был отравлен поваром, но остался жив. Это происшествие буквально изменило его жизнь, и он решил раскаяться в своих грехах. Падишах приказал вылить все вино, только что доставленное караваном из Газни, и разбить золотые и серебряные кубки на кусочки, чтобы раздать их как милостыню беднякам. После того как он сообщил приближенным о своем намерении покаяться и решении отпустить бороду, около трехсот беков, командиров и вельмож заклялись пить вино. После этого во все области государства была разослана грамота о том, что падишах покаялся в грехах, которые совершал "во дни расцвета юности", и что отныне никто не должен пить, изготовлять, хранить, продавать, покупать, ввозить или вывозить вино. В документе также было отмечено, что во всех землях с мусульман не будет взыматься денежный налог, противоречащий установлениям Шариата.
Однако перемены в поведении правителя не избавили воинов от страха перед грядущим сражением, тем более что каждый день откуда-нибудь приходили дурные вести. Видя малодушие своих подданных, Бабур не переставал взывать к их чувствам и вере. Однажды, собрав беков и командиров, он сказал: "Вечен и Бессмертен один лишь Аллах. Всякий, кто явился на пир жизни, в конце концов должен испить чашу смерти. Всякий, кто пришёл в мирскую обитель, в конце концов должен уйти. Чем жить с дурной славой, лучше умереть с доброй славой. Если умру с добрым именем — хорошо. Мне нужно доброе имя — тело принадлежит смерти. Господь Великий послал нам на долю такое счастье и приблизил к нам эту радость. Убиенный — это мученик, убивающий врагов есть борец за веру. Все исполнится по Слову Аллаха. Надлежит нам дать клятву, что никто не подумает обратиться вспять и выйти из сечи и сражения, пока душа его не вышла из тела". После этого все присутствовавшие там принесли эту клятву на Коране.
9 джумада аль-ахира армия Мухаммада Бабура снялась с лагеря и двинулась навстречу противнику. Через несколько дней многотысячное войско расположилось в заранее подготовленном месте для стоянки на равнине между Агрой и Сикри. Предстояло величайшее сражение в истории Индии, которое Карл Маркс через триста лет назовёт "индийским Гастингсом".